Популярная астрономия
Тихо Браге и Коперник - разные взгляды Тихо Браге и Коперник - разные взгляды

Тихо Браге был величайшим наблюдателем дотелескопической астрономии. Ему удалось с помощью своих угломерных инструментов достичь небывалой точности измерений положений небесных светил...

Телескоп Леонардо Телескоп Леонардо

Этот человек не нуждается в рекомендациях. Ученый и инженер, художник и скульптор, Леонардо поражал современников редкой энциклопедичностью знаний. Построил ли Леонардо свой телескоп и наблюдал ли в него - неизвестно...

Основатель Холмогорской обсерватории XVII века Основатель Холмогорской обсерватории XVII века

Афанасий оборудовал в Холмогорах обсерваторию. Научная деятельность Афанасия, о которой мы знаем пока обидно мало, была поистине героической - как крупный церковный иерарх он всегда был на виду...

Камилл Фламмарион и его труды Камилл Фламмарион и его труды

Его книга о жизни в Космосе разошлась так быстро, что уже через несколько месяцев потребовалось второе издание. Началась популяризаторская деятельность Фламмариона, ставшая главным содержанием его жизни...

Камни с неба Камни с неба

С незапамятных времен люди наблюдали болиды - летящие в небе огненные шары. Летописи и очевидцы сообщали о странных камнях, падающих с неба. Развитие метеоритики происходило очень медленно...

Николай Кребс - мысли, опередившие свой век

Николай Кузанский (Кребс)

Не случайно, конечно, среди мыслителей и ученых прошлого нередко встречаются представители духовенства. На протяжении столетий это сословие составляло одну из самых образованных частей общества.

Одним из таких деятелей просвещения был гениальный философ XV в. кардинал Николай Кребс (1401 -1464), обычно именуемый по названию своего родного города Кузы Николаем Кузанским. Предтеча материалистической философии нового времени, Николай Кребс родился в Южной Германии в семье рыбака. О его детстве, проведенном в Кузе, мы ничего не знаем. Подростком Николай бежал из родительского дома и получил образование в Девентере (Голландия), где позже обучался Эразм Роттердамский. Там его учили «семи свободным искусствам», что оказалось достаточным для поступления в Гейдельбергский университет. В 1417г., переехав в Падую, Николай увлекся разными науками, особенно астрономией. Вернувшись на родину, он принимает сан священника и поступает секретарем к папскому легату в Германии.

В 1440г. появляется первая философская книга Николая Кузанского «Об ученом незнании», содержащая основные идеи его учения, а в 1448 г. Николай становится кардиналом.

В этом удивительном человеке, имевшем высокий духовный сан, причудливо сочетаются богословская ученость и очень глубокие светские знания. Последние годы жизни Николай Кузанский становится приближенным римского папы в качестве его викария. Скорее всего, этот высокий пост и то, что большинство сочинений великого Кузанца было издано после его смерти (в 1464г.), спасло Николая от преследований.

Вопреки Аристотелю и Фоме Аквинскому (XIв.), главному вероучителю католической церкви, Николай Кузанский не счел Землю центром мироздания. Более того, по его убеждению в бесконечной Вселенной не может быть центра, так как, по его образному выражению, «у бесконечности центр везде, а окружность нигде».

В этой бесконечной Вселенной все находится в движении, и эта мысль о всеобщем движении во Вселенной подрывала учение Аристотеля о неизменности небес. Кузанец утверждал, что между земным и небесным нет принципиального различия и что Земля такое же небесное тело, как Солнце, Луна и планеты. Видимое же движение небосвода Николай Кузанский, вопреки Птолемею, совершенно недвусмысленно объяснял осевым вращением Земли.

Но самым удивительным казалось утверждение Николая Кузанского, что «ни одна из звездных областей не лишена жителей». Нам, людям ХХв., даже трудно себе представить всю дерзость этой гениальной мысли. Впрочем, послушаем самого Кузанца:

«Наша Земля в действительности движется, хотя мы этого не замечаем. Земля - благородная звезда, имеющая свои особые и отличные от других звезд свет, тепло и влияние. Жители других звезд несоизмеримы с обитателями нашего мира. В отношении других звездных областей мы равным образом подозреваем, что ни одна из них не лишена обитателей и у единой Вселенной, по-видимому, столько отдельных мировых частей, сколько звезд, которым нет числа».

Николай Кузанский высказывал мысли, далеко опередившие свой век. В частности, он был одним из основоположников математической теории множеств. Об этом великом человеке его последователь Джордано Бруно писал:

«Если бы монашеский клобук не затмевал и не стеснял порой его гения, то Кузанского надо было бы считать выше Пифагора».

Это свидетельство из уст человека, отдавшего жизнь за утверждение научной истины, звучит вполне авторитетно.